Вводный курс программирования на Питоне
Ну вот, я решил возобновить свои занятия по изучению программирования, неудачно прерванные в прошлом году. А чтобы получить дополнительную мотивацию, решил параллельно вести блог с описанием того, что я прошел в данный день. За основу решил (третий раз "решил", ну да ладно) взять онлайн-курс СоdeCademy, с которым собственно и закончил в прошлом году. Если будет время и силы, опишу как-нибудь свои прошлогодние приключения, а пока лишь скажу, что у них есть 7-дневный пробный период, в течение которого доступны платные опции. Вот собственно я и намереваюсь описать свой путь за эти семь дней - что успею сделать. Если вам понравится и вы решите меня продонатить на платный апгрейд для получения неограниченного доступа, то я продолжу этот проект.
А теперь поехали!Полностью вводную часть можно посмотреть здесь.
Комментирование
Итак, первое, что мы собираемся сделать, это показать, как заставить компьютер игнорировать часть программы. Текст, написанный в программе, но не выполняемый компьютером, называется комментарием. Пайтон интерпретирует что-либо после знака решетки # как комментарий.
Комментарии могут
- Обозначить контекст, почему что-то написано так, а не иначе:
- Помочь другим людям, читающим код, быстрее понять его:
- Игнорировать строку кода чтобы посмотреть, как программа будет работать без нее:
Полностью эту часть можно посмотреть здесь.
Вывод в консоль
Продолжаем наш семидневный марафон по изучению языка Python. В этой части урока тоже ничего сложного нет - здесь рассматривается как вывести в консоль. В питоне это делается с помощью команды print(), которая уже встречалась нам в первом уроке. В кратком лирическом вступлении, которое мне даже не хочется переводить из-за врожденной нелюбви к поэзии, ном сообщается, что если в консоль выводится текст, а не переменная, то этот текст должен заключаться в кавычки:
Полностью эту часть урока можно посмотреть здесь
Строки
Текстовые данные на Питоне (да и в других языках программирования) называются строками (strings) и обязательно помещаются в кавычки - как мы выясним позже, чтобы отличать текст от других типов данных, в первую очередь от названий переменных.
Можно использовать как двойные, так и одинарные кавычки. Главное, чтобы открывающие и закрывающие кавычки были одного сорта. При выводе в консоль результат будет одинаковым.
Полностью эту часть урока можно посмотреть здесь.
Переменные
Переменные (variables) представляют собой способ хранения данных для повторного использования.
Согласно синтаксису Питона переменные не могут содержать пробелов или символов в своих именах, кроме подчеркивания (_). Они не могут начинаться с цифр, но могут иметь цифры после первой буквы (например, cool_variable_5). Смысл названия "переменные" состоит в том, что если контекст программы поменяется, мы можем обновить переменную, а затем совершить с ней тот же самый логический процесс.
Полностью эту часть урока можно посмотреть здесь.
Типы ошибок
В этой части уроке по изучению синтаксиса языка программирования Python мы рассмотрим типы ошибок, точнее то, как Питон классифицирует ошибки, которые мы иногда допускаем при написании программного кода.
Бывают синтаксические ошибки (SyntaxError) и ошибки именования (NameError).- В качестве примера SyntaxError рассматривается случай, когда строка начинается одинарной кавычкой, а заканчивается двойной.
- В качестве примера NameError рассматривается случай когда вместо строки указывается переменная.
Полностью эту часть урока можно посмотреть здесь.
Числа
Как и многие другие языки программирования Питон различает несколько типов данных. Мы уже рассмотрели два из них: строки (strings) - это текстовый тип данных, и переменные (variables). Следующий тип данных, который мы рассмотрим в седьмом уроке, это числа (numbers).
Как и в обычной школьной математике в языках программирования различают целые и дробные числа.
- Целые числа обозначаются как integer или int.
- Дробные числа обозначаются как floating-point number (буквально - числа с плавающей точкой) или float.
Числа могут присваиваться переменным или использоваться непосредственно.
Полностью эту часть урока можно посмотреть здесь.
Вычисления
Эта часть урока посвящена вычислениям, то есть тому как в Питоне оформляются те арифметические действия, которые известны нам еще из начальной школы.
Практическую часть можно посмотреть здесь.
Переназначение переменных
Питон может совершать арифметические операции не только непосредственно с числами, но и с переменными, которым присвоены численные значения. При этом по ходу программы мы можем менять значение переменной как в этом примере со стоимостью чашки кофе:
В качестве упражнения нам предлагается рассчитать количество квадратов при изготовлении стеганого одеяла (вот заодно узнал, что есть такое популярное хобби quilting). Почему-то вспомнил песню из 90-х "Фотография, девять на двенадцать...". Тут правда восемь на двенадцать. Далее здесь.
Возведение в степень
В этой части урока рассмотрим как в Питоне оформляется возведение в степень. Как видим, это делается с помощью двух звездочек. Так например 2 ** 3 означает два в третьей степени, то есть два умноженное на само себя три раза, что понятно равняется восьми:
В упражнении нам снова предлагается вернуться к изготовлению стеганых одеял. В прошлом уроке как раз у нас из-за недостатка материала получилось квадратное - восемь на восемь, что означает восемь во второй степени. В первом действии этого упражнения нам надо с помощью Питона посчитать, сколько квадратов потребуется для квадратных одеял шесть на шесть, семь на семь и восемь на восемь соответственно. Далее здесь.
Остаток от деления
В этой части рассмотрим как в Питоне оформляется остаток от деления (modulo). Как видим это делается с помощью значка процента:
На первый взгляд кажется, что это бесполезная игра в бисер. Однако в дальнейшем мы выясним, что этот оператор просто незаменим в циклических операциях, где требуется совершить какое-либо действие не на каждом шаге, а через один, через два и т.п.
В упражнении нам предлагается поделить группу на четыре команды. Вопрос - если в процессе жеребьевки вам выпал 27-й номер, то в какую из этих команд вы попадете? Для этого как раз и надо вычислить остаток от деления 27 на четыре. Далее здесь.
Конкатенация
В процессе написания программного кода часто приходится складывать не только числа, но и фрагменты текста (напомню, что текстовый тип данных, в отличие от чисел и переменных называется строками - strings). Эта операция называется конкатенацией. Выполнение конкатенации строк создает новую строку, состоящую из содержимого первой строки, за которой следует содержимое второй строки (без пробела между ними):
Для того чтобы обеспечить пробел, надо вставить еще одну строку, состоящую из пробела, окруженного кавычками (кавычками должна по определению окружаться любая строка - чтобы отличать ее от переменных и чисел). Этот процесс кажется довольно громоздким и механистичным для людей привыкших к лаконичности естественного языка, но согласитесь в этом есть своя логика. Но можно поступить и проще - просто добавить пробел в конец первой или в начало второй строки, как это будет видно в упражнении):
Если нам нужно объединить строки с числами (это два разных типа данных), то можно поступить двояко. Либо преобразовать переменную содержащую число в строку с помощью команды str(), либо просто записать все переменные в необходимом порядке через запятую в качестве аргументов в команду вывода в консоль. Далее здесь.
Обновление переменных
Компьютерная программа - это не библия. И это хорошо. Это означает, что ее текст доступен для постоянного обновления. Более того, такое постоянное обновление (updating) это необходимое условие ее функционирования. Не даром основной тип данных в программировании называется переменными. Это как иксы и игреки в формулах из школьного курса математики - в которые можно подставлять разные значения.
Одним из вариантов обновления переменных в Питоне является оператор, состоящий из двух математических символов - "плюс" и "равно". Мы используем его в том случае когда у нас есть число, сохраненное в переменной и у нас по ходу дела возникает необходимость изменить его в данном случае - добавить. Эта процедура может повторяться несколько раз:
Этот оператор используется не только для работы с числами, но и со строками (в данном случае ее можно рассматривать как сокращенную процедуру конкатенации, о которой мы говорили в предыдущем уроке). Далее здесь.
Многострочные строки
Трудно представить себе поэта-программиста, но наверное такие все-таки есть. Видать именно для такого случая в Питоне предусмотрена возможность оформления многострочных строк (multi-line strings).
Как известно в стихах принято начитать каждую строчку с новой строки даже если предложение еще не кончилось. Если мы просто так присвоим переменной такую строку, то получим синтаксическую ошибку (SyntaxError). Питон может воспринимать такие строфы только если они окружены не одной, а тремя парами кавычек:
Но и этого недостаточно - такая строфа должна быть приписана переменной, иначе Питон будет воспринимать ее как комментарий, то есть вообще воспринимать не будет. Ну и правильно как говорится, перефразируя старый анекдот, поэзия у нас на втором этаже. Далее здесь.
Обзор
В завершающей части урока, посвященного синтаксису Питона, нет нового материала. Самое время оглянуться и посмотреть, что мы уже умеем:
- Выводить в консоль;
- Сохранять данные в переменных;
- Обновлять данные, сохраненные в переменных, если условия изменились;
- Оформлять арифметические операции на языке понятном Питону;
Комментарии
Отправить комментарий